Лагерь 731: Человек позади солнца (Squadron 731: Man Behind the Sun)Производство: Sil-Metropol Organization, Китай, 1988
Жанр: военная драма, триллер
Режиссер: Тунь Фэй Моу (Tun Fei Mou)
Сценаристы: Лю Мэй Фэй (Liu Mei-Fei), Тен Дун Цзин (Teng Dung-Jing), Моу Вэнь Юань (Mou Wen-Yuan)
В ролях: Ву Дай Яо (Wu Dai-Yao), Ван Жунь Шень (Wang Run-Shen), Ван Ган (Wang Gang), Чжао Юн Дун (Zhao Yong-Dong), Муй Сю Ва (Mui Siu-Wa), Кок Лам Кит (Kok Lam-Kit) и др.
Сюжет: 1945 год. Японское командование в оккупированной Манчжурии создает концентрационный «Лагерь 731». Узники, чаще китайцы, были материалом для испытаний переносимости экстремальных условий, например, холод, высота, а также для испытаний бактериологического оружия. Среди японцев кто сразу, а кто постепенно привыкает к мысли, что узники не люди, а расходный материал. Ярче всего это происходит у команды мобилизованных подростков.
Кадры из фильма
![](http://i014.radikal.ru/0812/8c/a929d27f27c5.jpg)
![](http://i025.radikal.ru/0812/47/26fa383f31a4.jpg)
![](http://s57.radikal.ru/i157/0812/0f/3a4e631323df.jpg)
![](http://s39.radikal.ru/i083/0812/c9/ceaf9cc2491e.jpg)
![](http://s47.radikal.ru/i118/0812/78/32acdf09e4a0.jpg)
![](http://s48.radikal.ru/i121/0812/f2/f20ef20a21de.jpg)
Рецензия Удивительно как такой фильм вышел в социалистическом Китае, минуя все ловушки цензуры и еще сумел собрать 11 млн. в прокате. Тогда как в большинстве цивилизованых стран "Человека позади солнца" либо сильно обрезали, либо вообще запретили к чертовой бабушке. Дело в том, что фильм буквально переполнен откровенными и натуралистичными сценами насилия.
Режиссер Тунь Фэй Моу - родом из континентального Китая, но известности добился в Гонконге и вот в 88 году вернулся в Китай, чтобы снять драму о второй мировой войне. До этого работал в самых различных жанрах - снимал сказки, романтические комедии, кун-фу боевики. Из 6 фильмов снятых Тунь Фэй Моу до "Лагеря 731" ближе всего по духу к нему фильм "Lost Souls" (1980) - триллер о группе незаконных имигрантов из Китая, попавших в рабство к гонконгским бандитам, которые их пытают, насилуют и убивают самыми изощренными способами в течении всего фильма. Сюжет "Человека позади солнца" можно описать этим же самым предложением, заменив "имигрантов" на "военопленных", а "бандитов" на "японских солдат".
Хотя в пересказе сюжет фильма звучит, как типичный сюжет дешевого эксплуатационного трэшевого фильма ужасов, режиссер и его группа на самом деле очень серьезно подошли к написанию сценария. Они в течении нескольких лет пыхтели в библиотеках и беседовали с очевидцами событий. Да, фильм основан на реальных событиях и от этого он еще страшнее. Прочитав книгу Моримуры Сэйити "Кухня дьявола" (или посмотрев док.фильм Елены Масюк "Конвейер Смерти", в котором использовались кадры из "Человека позади солнца") можно в полной мере узнать об ужасах, совержаемых во время 2 мировой войны в кулуарах лагеря 731. Так же об этом повествует русско-американский видеофильм "Философия ножа".
Многие посмотревшие фильм "Лагерь 731" утверждают, что это ни на что негодный трэш - бессмысленный калейдоскоп пыток и смерти. Здесь я в корне не согласен: все-таки в первую очередь это историческая драма об ошибках прошлого - об ужасных преступлениях, совершенных против человечества - и то, что в фильме зачастую эти самые преступления смакуются и подаются в самом реалистичном виде, порождает реакцию отвращения. На самом деле это вполне естественная реакция - насилие и должно быть отвратительным и неприемлимым самой сутью человека. Опять же многие посмотревшие перенося свою реакцию от показанных в фильме вещей на весь фильм в целом, говорят, что это ужасный фильм. Да, события и поступки, показанные в фильме в самом деле ужасны, но фильм (на мой взгляд) прекрасен в своей ужасности. Он полностью исполняет задумку авторов, вызывая неприязнь у зрителей и гарантируя тем самым, что эти события и поступки не будут иметь место в будущем.
Если помещать этот фильм в киноконтекст и пытаться найти похожие работы, то на ум сразу приходят многочисленные немецкие и итальянские фильмы ужасов о пытках в концлагерях или фильмы снятые в традициях некрореализма (например, сериал "Лики смерти"), хотя как мне показалось наиболее близким по духу и замыслу к "Лагерю 731" можно назвать фильм Пьера Паоло Пазолини "Сало: 120 дней содома" (по сюжету 4 фашистких начальника в преддверии окончания войны похищают и запирают на изолированной вилле 9 девушек и 9 юношей, где подвергают их ужасным пыткам). "Человек позади солнца" менее причудлив, чем фильм Пазолини и делает акцент именно на физическом насилии, минуя сексуальное и психологическое (хотя несколько намеков на садистские наклонности японских военоначальников в фильме все-таки присутствуют). Главное, что роднит эти фильмы - визуальный стиль: бесхитростная и лаконичная операторская работа с четкой композицией кадра + беспристрастность камеры, которая не отворачивается, показывая даже самые тошнотворные моменты, заставляя отворачиваться зрителей. В обоих фильмах большую часть каста составляют непрофессиональные актеры, поэтому неудивительно, что они играют один хуже другого. Но отсутсвие актерских навыков компенсируется естественностью и органичностью - создается эффект документальности; кажется, что они - никакие не актеры (они и вправду не актеры), а реальные люди. Так же в обоих фильмах затрагивается тема природы фашизма и тоталитаризма (в случае с Японией не знаю даже как это точно назвать - шовинизм или милитаризм), которая (если верить Пазолини и Тунь Фэй Моу) коренится в анархии власти и в отношении к людям как к средствам достижения цели (независимо от цели - будь-то получение сексуального удовлетворения или военного превосходства). Хотя бытует мнение, что "Лагерь 731" - сам по себе шовинистический и фашистский фильм, рисующий японцев как бесчеловечных скотов. Конечно, было бы честнее, если бы этот фильм сняли в Японии, но в фильме много персонажей японцев, сочувствующих военопленным и я не знаю, что уж в нем увидели такого фашистского.
Помню, когда я посмотрел 1-ый раз финальную сцену "Сало..." (круг крови - пытки и смерть) - меня чуть не вырвало. На "Человека позади солнца" была уже не такая бурная реакция, но надо отдать должное создателям фильма - сцены пыток и убийств выглядят очень натуралистично. Вообще об этом фильме ходит множество слухов: например, говорят, что в некоторых сценах использовались настоящие трупы людей или что кинопоказы сопровождались массовыми сердечными приступами у зрителей. Но самый неприятный слух касается животных, принимавших участие в съемках: в одной сцене японский генерал поймал кошку и сказал, что так же как маленькая крыса может убить кошку, так и микробы могут победить танки и пушки, так и Япония может победить Китай, и бросил кошку в кишащую крысами камеру и те сгрызли ее живьем. Так вот, многие считают, что это был не спецэффект и что кошка в самом деле погибла во время съемок. Не знаю можно ли верить всем этим слухам, но мне попадалось на глаза интервью Тунь Фэй Моу, где он отрицал и использование трупов на съемках, и факт гибели кошки. Он говорил, что весь секрет в грамотном монтаже и качественном муляже (ловкость рук и никакого обмана), но все-таки порой закрадывается сомнение, уж больно все реально выглядит.
К вопросу, зачем нужно такое кино и чему оно может научить: тут можно долго спорить, но я считаю, что подобное кино имеет право на жизнь. Просмотр таких шокирующих, балансирующих на грани фола фильмов равноценен отрезвляющему удару в нос или холодному душу - заставляет нас задуматься о смысле истории и приближает нас к пониманию истинной ценности жизни и мира, показывая ценой каких жертв он был достигнут. Но совсем по-другому я отношусь к фильмам, использующим насилие для развлечения. Кстати, в Гонконге усилиями местных трэшмэйкеров был снят ремейк "Человека позади солнца" и 2 сиквела, но их трудно отнести к фильмам достойным внимания. Хотя к последнему фильму из серии (Black sun: Massacre in Nanking - 1995) снова приложил руку Тунь Фэй Моу - это последний фильм в его фильмографии.Кому интересно - вот
здесь можно прочитать статью о лагере 731 и посмотреть док.фильм Елены Масюк "Конвейер смерти". А
тут можно скачать книгу Моримуры Сэйити "Кухня дьявола".
Всмысле на русский? Ну поправь меня, если тебе не трудно. Понимаю, что знатокам китайского такие выкрутасы режут уши (и глаза).
(Liu Mei-Fei)- Лю Мэй Фэй
(Teng Dung-Jing)- Тен Дун Цзин
(Mou Wen-Yuan)- Моу Вэнь Юань
(Wang Run-Shen)- Ван Жунь Шень
(Wang Gang)- Ван Ган
(Zhao Yong-Dong)- Чжао Юн Дун
(Mui Siu-Wa)- Муй Сю Ва
Ага, пригодится как ботинок ягодице. Если честно не знаю как он мне пригодится (только если китайцы расплодятся и захватят весь мир - вот тогда и начну), а вообще мне че-то лень учить его.
уже захватили))))))) причем давно)
Ну еще не совсем - до меня еще ничего не дошло. Лет через 50 я думаю - китайцы и индусы будут безраздельно властвовать миром.
индусов не надо )))) пускай миром правит Китай)